В этом году Федеральное агентство по рыболовству не заключило с республикой Бурятия договор на искусственное воспроизводство омуля. На грани банкротства находятся рыбоводные предприятия Бурятии. Работа «Востсибрыбцентра», в состав которого они входят, парализована. Предприятие «Востсибрыбцентр», занимавшееся «рыбной» наукой, было создано 30 лет назад. Оно имеет статус открытого акционерного общества, весь пакет акций которого принадлежит государству. Параллельно в республике самостоятельно существовали три рыбоводных завода: Большереченский, Селенгинский и Баргузинский. В период перестройки их передали, как филиалы, «Востсибрыбцентру», тем самым объединили науку с воспроизводством.
Однако условия распределения госсредств на воспроизводство рыбы вызывали у разводчиков омуля недоумение — вся квота выделялась промысловикам СПК «Посольское». К тому же после нереста промысловики забирали рыбу себе.
— При этом никаких нормативов, сколько рыболовы должны взять рыбы, не существовало. Лишняя рыба гибла, — сообщил Валерий Яковлев, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом. — Более 90 процентов товарной рыбы промысловики забирали бесплатно.
Местнические войны
Такая ситуация рыборазводчиков не устраивала. В 2006 году коллектив Большереченского рыбозавода сумел приготовить свои снасти и, впервые занявшись рыболовством, оставил эту рыбу у себя. Затем реализовал, купил холодильные камеры для моментальной заморозки, оборудование, сделал засолочные ямы. Первый год рыбозавод прожил без проблем, даже погасив долги прошлых лет. А уже в следующем году завод заключил контракт с Федеральным агентством по рыболовству на 2008 год.
Такая самостоятельность не понравилась промысловикам. Начались местнические войны между рыборазводчиками и промысловиками.
— В прошлом году в нерестовых реках появились мешки с известью. Чтобы рыба не шла на нерест, много не надо, достаточно мутной воды, — отметил Валерий Яковлев. — Рыболовов поддержало руководство республики. Его позиция была определенной — омуль должны брать промысловики, а потом передавать на нерест рыбоводам. Хотя к нерестовой рыбе должен быть бережный подход. Вот этой «нежности» не хватает промысловикам.
«Отобрали» науку
В этом году параллельно с «Востсибрыбцентром» открылся Байкальский филиал Тюменского федерального унитарного предприятия. Согласование по целесообразности открытия в республике этого филиала было подписано президентом Бурятии.
— Известие о том, что филиал будет готовить кадры для рыбоводного хозяйства республики, оказалось заблуждением, — отметил Валерий Яковлев. — На самом деле у «Востсибрыбцентра» отобрали науку. Немалые средства на развитие науки были выделены тюменцам.
Сегодня работа бурятского предприятия парализована. «Востсибрыбцентр» остался без руководства. Часть сотрудников перешла на работу в филиал Тюменского федерального унитарного предприятия. Ситуация усугубилась тем, что в этом году государственного заказа — единственного источника финансирования трех рыбоводных заводов — не стало. Не ожидается он и в будущем году.
Разводчики рыбы бьют тревогу: омуль пошел на нерест, а кто его будет брать и что он от этого будет иметь, никто не знает.
В Байкале 50 процентов омуля — за счет искусственного воспроизводства. В прошлом году рыбоводные заводы выпустили около одного миллиарда личинок и одиннадцать миллионов подросшей молоди. Если не будет дотаций, исчезнет популяция посольского омуля, которого можно вывести только искусственным путем.
|