Отдых на острове Ольхон бьет рекорды по популярности. Вот только и вред от этого увеличивается. После летнего сезона туристы оставили совсем не романтические следы своего пребывания. Паром "Ольхонские ворота", запущенный в этом году, полностью оправдал свое название, но не цель. Ведь его в первую очередь построили для того, чтобы ликвидировать очередь на переправе, но этого не получилось. Сейчас на МРС нет машин, а летом, как и в прошлые годы, туристы в очереди простаивали по несколько суток, не обходилось и без традиционных уже драк. Поток желающих отдохнуть увеличился в несколько раз. А это отразилось на экологии острова.
Организованный туризм для нас нужен, но не "дикий" туризм!
Почему не "дикий", сейчас попробуем понять. Вот Халгайская реликтовая роща, вроде бы идиллия, но это если снег не ворошить. В трехстах метрах от этого места находится стоянка древнего человека периода неолита. Там до сих пор находят наконечники копий и стрел, черепки глиняной посуды. А здесь совсем недавно была стоянка современного человека. Посмотрим, что можно обнаружить.
Глава архитектурно-этнографического музея "Тальцы" Владимир Тихонов проводит экскурсию для нового директора Прибайкальского национального парка Олега Апанасика.
Всего несколько минут, и обнаруживается множество таких "артефактов". Вот кто-то даже трубы от полевой кухни забыл. Недалеко тапочки. Рядом вовсе неожиданная вещь:
- А это капкан, видать, пионеры ставили на пионервожатых... Взведен к тому же.
"Дикие" туристы не только мусорят, но и обрубают корни вековых деревьев - на дрова. Как со всем этим бороться, Олег Апанасик знает. К следующему сезону он будет разрабатывать программу и искать для нее спонсоров. Суть ее в том, чтобы ограничить и упорядочить доступ туристов в некоторые места парка. Только пеший туризм, никаких машин и организованные места для дневных и круглосуточных стоянок.
- К следующему туристическому сезону подходить так, как к этому, нельзя. Еще один-два таких года - и остров будет уничтожен.
И вместо реликтовых деревьев на память потомкам останутся только совсем не реликтовые туалеты. Пока еще от такой участи остров Ольхон можно спасти.